На главную страницу

          ZDE 199 005 018 10/2010 (русский перевод 04/2011)

Инструкция по монтажу и эксплуатации

Шкворни сцепные для полуприцепов

Предисловие

Производитель оставляет за собой право на технические изменения. Актуальную информацию Вы можете  найти на сайте                       www.jost-world.com.

Оглавление

 1. указание по  безопасности  6

1.1 при монтаже 6

1.2 при обслуживании 6

  2. Использование  согласно предписанию 7

2.1 применение  7

2.2 разъяснения 7

 3. Монтаж

3.1 указания для монтажа 10

3.2 толщины сварного шва 11

 4 обслуживание и проверка 12

4.1 шкворень 50мм (2“) 12

4.2 шкворень 90мм (3,5“) 12

4.3 проверочные указания 12

4.4 проверка на износ 12

Указание по  безопасности

При использовании  седельно-сцепного устройства, седельного тягача, полуприцепа или  сцепного шкворня необходимо руководствоваться специальными правилами техники безопасности соответствующей страны.

Указания на опасность в следующих главах будут помечены данным знаком

 

 

 

 

 

 

1.1  Указания по  безопасности  при монтаже

·       Допустимо использование только оригинальных комплектующих JOST.

·       Поврежденные, а также  восстановленные методом сварки детали использовать нельзя.

·       При ненадлежащем монтаже производитель или поставщик рекламации на шкворень не рассматривают.

·       Шкворень  может быть установлен только уполномоченным  отраслевым предприятием.

·       Необходимо соблюдать указания производителя автомобильной техники, например, способ крепления, расположение седла, высота седла, нагрузка на ось, свободное место и т.д.

1.2  Указания по  безопасности  при обслуживании

·       Во время обслуживания  использовать только заявленные смазочные материалы (см. гл.4).

·       Обслуживание  могут производить только лица, прошедшие обучение.

При монтаже, замене и обмене шкворней следует соблюдать национальные предписания (в Германии это §§19, 20, 21 правила допуска транспортных средств  к  движению)

 

 

 

 

 

2. Использование  согласно предписанию

2.1 Применение

Шкворень является составной частью устройства, соединяющего полуприцеп с тягачом. К шкворню предъявляются наивысшие требования по безопасности.

2.2 Разъяснения

D-Wert - это критерий для определения  допустимой  нагрузки на  шкворень. Он рассчитывается по следующей формуле:

Обозначения:

T=разрешенная полная масса тягача в тоннах

R= разрешенная полная масса прицепа в тоннах

U=допустимая нагрузка на седло в тоннах

g=9,81 м/с2

 

 

 

 

 

Пример  расчета:

Допустимая величина D-wert и соответствующий ей тип (типовой ряд, например, KZ10) Вы можете  увидеть в таблице. Эти технические данные указаны также в соответствующих страницах каталога JOST и на лицевой стороне шкворня.

1-     Тип шкворня

2-     D wert в kN

При дополнительных нагрузках, например, при эксплуатации на неровном полотне дороги или на строительных площадках вы должны иметь запас, как по вертикальной нагрузке так и по коэффициенту D, или проконсультироваться у специалистов фирмы JOST.

Допустимые нагрузки

 

 

3. Монтаж

 Шкворни ЙОСТ  соответствуют действующим нормам. Шкворень в установленном положении, должен выступать относительно всей плоскости накатной плиты на установленную величину.

Острые края и выступающие сварные швы могут привести к серьезным травмам.

При монтаже плоскостность и толщина накатной плиты должны быть проверены. Отклонение от плоскостности накатной плиты на площади  сопряженной с ССУ может составлять не более 2мм. Накатная плита должна полностью покрывать опорную поверхность ССУ.

Наименование шкворня заключает в себе следующие размеры:

Например, KZ1012

12- толщина накатной плиты, здесь 12мм

KZ10 – тип, типовой ряд, здесь KZ10

Допустимые отклонения толщины накатной плиты, (исключение Тип KZ1106-1112 и 1116)

Допустимые  отклонения толщины накатной плиты для типа KZ1106-1112 и 1116

При приваривании тарелки или конусной втулки шкворня допустимы следующие методы и материалы

 

 

Schweißverfahren – метод  сварки

Zusatzwerkstoff-  присадочный материал

Schweißhilfsstoff  вспомогательный материал

Normbezeichnung- наименование стандарта

Stabelektrode- электрод палочный

Schweißdraht- электрод-проволока

Schutzgas- защитный газ

Также могут применяться другие методы и материалы, разрешенные TÜV . (Союз работников технического надзора ФРГ)

Подготовка сварного шва вменяется в обязанность соответственно правил техники, пользователю. Накатную плиту  необходимо укреплять соответственно нагрузке.  Вид, габаритные размеры, элементы жесткости определяет производитель полуприцепа.  

Для обеспечения наибольшей  жесткости  JOST рекомендует:

(Рекомендуемый материал: EN 10025 S355J2G3).

Шкворни  должны устанавливаться по центру и под прямым углом.

 

 

Шкворни с конусом после тщательной очистки посадочных  поверхностей необходимо вставлять плотно (забивать). Корончатую гайку необходимо затягивать  указанным  моментом и фиксировать шплинтом. 

Рекомендации для монтажа и величины моментов затяжки приведены в таблице:

Typenbezeichnung  - обозначение типа

Schraube/Mutter - болт/гайка

Anziehdrehmoment in Nm - момент затяжки в Nm

Art.-Nr. - артикульный номер JOST

Größe – размерность

 

Установленные шкворни необходимо защищать от сварочных капель (брызг). После приварки необходимо проверить моменты затяжки болтов или гаек, без откручивания. Перед покраской поверхности шкворня необходимо закрыть. 

 

 

3.1 рекомендации для монтажа

В зависимости от вида накатной плиты, существуют различные  варианты монтажа шкворней (смотри изображения  1­­ - 6). В последующем различные возможности представлены графически.    (На разрезах схема расположения отверстий для болтов показаны  повернутыми на  22,5 °).

 Fahrtrichtung – направление движения полуприцепа.

 

 

 

 

 

3.2 толщина сварных швов

Толщина сварного шва „a“ зависит от толщины накатной плиты „b“.

             

Typenbezeichnung KZ XX...... – тип шкворня

Aufliegerplattendicke – толщина накатной плиты

Schweißnahtdicke – толщина сварного шва

4. Обслуживание и проверка

Перед  вводом полуприцепа в эксплуатацию необходимо произвести основательную смазку шкворня, накатной плиты, и запорного механизма ССУ. Применяется высококонсистентная с присадкой MoS2 (дисульфид молибдена)  или графита.

Обильная смазка шкворня и ССУ имеет решающее значение для срока службы.

 

 

 

 

 

4.1 Шкворень  (50) 2

Neu – новый

Min – минимальный (допустимый)

Max – наибольший (допустимый)

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Шкворень (90) 3,5”

Neu – новый

Min – минимальный (допустимый)

Max – наибольший (допустимый)

4.3 Проверочные указания.

В зависимости от условий эксплуатации, но не позже 50.000 км пробега или каждые полгода необходимо проверять и при необходимости приводить в исправность накатную плиту, шкворень, элементы крепления.

Необходимо проверять предписываемые моменты затяжки соответствующих элементов крепления

 

 

 

4.4 проверка на износ

ССУ и шкворень, в зависимости от условий эксплуатации, подвержены большему или меньшему износу, который главным  образом проявляется в зазоре в направлении движения автопоезда.

Увеличение зазора между шейками шкворня  и  контактными поверхностями ССУ  приводит  к дополнительным динамическим нагрузкам (толчки и рывки) в процессе движения автопоезда, что несет вред элементам крепления, раме тягача и т.д.

Износ шкворня не должен компенсироваться регулировкой седла.

Если граница износа  достигнута, то шкворень  должен быть заменен.

После установки нового шкворня запорный механизм ССУ необходимо регулировать заново.  Зазор, вызванный износом шкворня должен находиться в  указанных границах, либо должен быть устранен заменой шкворня.